Под эгидой просмотра многих, многих фильмов в новом году (сериалы - это, конечно, хорошо, но...) я совершила героический подвиг - посмотрела прошлогоднюю новую экранизацию моего любимого романа Джейн Остин, "Эммы".
Сам факт того, что я глубоко люблю эту книгу, подразумевает, что мое фанатически ревностно отношусь ко всем попыткам ее очернить экранизовать.
Но тут дело усугубляется тем еще, что я считаю, "Эмма" уже была почти-идеально экранизована - в 96м году, фильмом с Гвинет Пэлтроу и Джереми Нортемом в главных ролях.
Посему просмотр свежесляпанного шедевра никак не мог пройти удачно.
И не прошел.
А сейчас я попытаюсь объяснить почему, не прибегая к доводам вроде "Гвинет Пэлтроу - идеальная Эмма" и "ну что может быть лучше Джереми Нортема?"
все, что может сказать об этом фильме воинственный тру-фанатик книги, а вы боялись спросить
Первым делом, конечно, Эмма Вудхаус. У Ромолы Гарай есть, несомненно, одно гигантское достоинство, позволяющее ей кое-как войти в роль - она блондинка. Серьезно. Кейт Бекинсейл уже попыталась изобразить альтернативную-Эмму-Вудхаус, и более такого добра не надобно.
Ромола лапочка. Она живая, она веселая, она постоянно, постоянно улыбается, и машет руками, и прыгает, и хохочет, и снова улыбается... и хочется, неимоверно хочется побить ее чем-нибудь тяжелым по голове, потому что в этом-то и заключается проблема.
Новая, неизведанная грань Эммы Вудхауз: сельская простушка. Причем все четыре серии ее жизнь играет какой-то совершенно новой трагедией: она, понимаете ли, не повидала мир. Откуда эта трагедия взялась вообще, и почему стала чуть ли не главной темой фильма - мне вообще не понять. Видно, то, о чем писала Джейн Остин, требовало неких дополнительных усовершенствований от создателей фильма. "Красавица, умница, богачка, счастливого нрава", вы говорите? О, мы держим пари, бедняжка наверняка исстрадалась, что никогда не покидала пределы Хайбери! - так, похоже размышляли сценаристы.
Далее - еще один свежий взгляд на героев романа. Неким таинственным (для меня - уж точно совершенно таинственным!) образом оказались связаны судьбы Эммы, Френка Черчилла и Джейн Фейрфакс.
Ну еще бы. Связаны так, что прямо не развяжешь.
Взяв эти две счастливые нотки собственных находок в романе Остин, сценатисты так и играли на них до самого конца - сельская простушка Эмма, и ее якобы связь с Джейн и Френком.
И она постоянно, постоянно машет руками. Почему? Загадка. Почему Эмма так плохо воспитана? Учитывая, что у нее такая чудесная гувернантка - о, мне ужасно понравилась в этой экранизации Миссис Уэстон (впрочем, она всегда мне нравилась). Мистер Уэстон же им ну просто особенно удался - этого дядечку они просто воздвигли на новые высоты умилительности. Чудо, что такое, этот мистер Уэстон.
Мистер Найтли. Ну что тут скажешь. Я люблю Джонни Ли Миллера, я честно его люблю. Он хороший, он милый, он такой абсолютно... неподходящий на роль мистера Найтли....
я пыталась, я честно пыталась раскрыть для себя "нового, улучшенного" мистера Найтли. Но увы. Джонни абсолютно проваливается именно в той гамме эмоций, которую ему надо выразить в этой роли. Он физически, ну просто физически неспособен изобразить загадочность, и отстраненность, и холодное недовольство, и много чего еще. Он такой.... Джонни. ) Он милый, немножко несобранный, ненмого беспомощный, совершенно очаровательный в своих попытках изобразить непроницаемость.
Вот ведь.
Не получается ему сыграть разницу в возрасте (хотя, вообще говоря, он старше Ромолы на 10 лет, - львиную долю требуемых каноном 16ти). Нет этой грани между "о, ну это мистер Найтли, добрый друг семьи" и "мистер Найтли, который вдруготкуданевозьмись любовь всей ее жизни". Все идет от начала верно проложенным курсом, с улыбочками, намеками, и такое ощущение, что их растили на убой для этой свадьбы. Никакого удивления, и переломные моменты - собственно появление Френка Черчилла не выглядят по-настоящему переломными.
Следующий номер нашей цирковой програмы - мисс Хариетт Смит. Ооооооо боже мой. Слово "тупость" заиграло новыми, невиданными доселе, красками. Довольно забавно, в моей любимой экранизации роль Харриет играла Тони Коллетт (как я сейчас понимаю - блестяще играла). Бесила она меня... ну просто невероятно. )))) Бесили меня, вообще говоря, сразу двое актеров - Тони Коллетт и Алан Камминг, который (тоже абсолютно блестяще, и тоже потому, что по-другому он просто не играет) исполнял роль мистера Элтона. Впоследствии у меня хватило ума познакомиться с работами этих актеров, и понять, как глубоко безосновательно было мое раздражение. Но... (возвращаясь к экранизации сегодняшнего дня) эта Харриетт меня убивает не потому что она Харриетт. Конечно, Хариетт Смит - определенно не образец острого ума в романе Остин. Но Харриетт в новой экранизации... я уверена, что дрессированые орангутанги погнушались бы предложить этой девице свою компанию. Мегатупость. Мегаидиотизм. Мега.... и да, я отказываюсь верить, что Харриет Смит научили, в пансионе, в котором она выросла, научили ее нормально танцевать (положим, что у слова "нормально" переменные дефиниции), и ни словом не обмолвились, что столовая салфетка во время еды кладется на колени, а суп зачерпывается ложкой по направлению от себя. Ну пффф, в самом же деле. Хочется побить сценаристов. Все это просто разочаровывающе несерьезно. Если вспомнить Харриетт, кокой играла ее Тони Коллет, то можно смело утверждать, что она была более воспитанной и держала себя лучше, чем в новой экранизации - сама Эмма.
Теряюсь в догадках: предполагалось ли, быть может, что это придаст новому улучшенному прочтению романа Остин некую новую, современную, живость?
Мда. Ну да ладно. Кого еще покритиковать? Френк Черчилл - совершеннейшее недоразумение, но я, к сожалению, подзабыла, каким его описывала Остин, поскольку персонаж это довольно сложный, поэтому обоснованно критиковать, пока не перечитаю роман, не могу. Скажу только, что с Эммой он ведет себя возмутительно и непристойно. То есть, более непристойно, чем то описывала Джейн Остин, что уж совсем никуда не годится.
Джейн Фейрфакс. Ужас. Тихий (вот уж точно тихий, хех) ужас. Унылая, заплаканная, совершенно непонятная девушка. Контрольным выстрелом в мой мозг был конец последней серии, когда вдруготкуданивозьмись они с Эммой сделались подругами. Подругами. !!! Эмма и Джейн Фейрфакс. Где? Где это было у Остин? Я в полном недоумении.
Как тут не вспомнить - "когда меня спрашивают о Джейн Фейрфакс, я говорю, что она весьма элегантна" (с) Эмма-Гвинет Пэлтроу-96. )))))
Все, надоело ругаться, да и объекты для ругани закончились. Осталось сказать о довольно забавном мистере Элтоне, который меня немало повеселил, ну и о его жене, которую очень сложно испортить в любой экранизации. Хотя коронных фраз в духе "я не берусь ххвалить себя, но мои друзья полагают..." явно не хватало. ))
Отдельного упоминания заслуживает Джон Найтли. Я абсолютно, абсолютно влюблена в него, это опредлененно мой любимый, пусть и эпизодический, персонаж романа. (Собственно, единственная причина, по которой моя почти-идеальная экранизация не была _идеальной: там не нашлось места для Джона Найтли). Тут сценаристы разгулялись. Из Джона Найтли сделали абсолютно очаровательного социопата.
На память (мне правда понравилось):
Миссис Джон Найтли - своему деверю:
- Вы ведете себя странно - обычно вы не такой. Не хотите обедать с Кавендишами, не хотите пойти с детьми в парк поохотиться на лягушек...
Джон Найтли (отвлекаясь от своего чтения):
- Некоторые могли бы сказать, что нежелание принять оба предложения - совершенно нормальная реакция на них.
))))))
Пожалуй, больше всех и безоговорочно мне понравился мистер Вудхаус в исполнении Майкла Гэмбона. Он просто великолепен. Старенький, со своими заморочками, но добрый и щедрый хозяин Хартфилда. Майклу Гэмбону удалось сыграть его очень трогательным и в то же время достойным.
На этой светлой ноте.... я не заканчиваю.
Пятиминутка ненависти. Три самых тупых момента фильма, которые вывели меня из себя.
3. Эмма, скрывающаяся за кустом от мистера Найтли. Без комментариев.
2. Эмма, за три минуты до конца фильма истерящая, что она не может выйти замуж. Проскакала по лужайке дома мистера Найтли, ворвалась в его кабинет, проистерила, и ускакала обратно - так, что он еле успел ее догнать. Без комментариев.
1. Спасение мистером Найтли Харриет на балу. Это очень, очень изящная сцена - и таковой она уже была экранизирована. Но не в этот раз. В этот раз все было просто отвратительно - и тот танец, что исполнялся в ответственный момент, и абсолютно нарушенная быстрота смены действий мистера Элтона, миссис Уэстон, мистера Найтли... То, что длилось от силы пять минут, на экране предстало как мучительные пятнадцать, и когда наконец сцена окончена, она кажется такой натянуто-мучительной, что вместо восхищения чувствуешь только радость, что все наконец позади. Из всех сцен новой экранизации... да, это определенно наихудшая. 4/10. Надеюсь, впредь мне доведется чаще писать о фильмах, которые мне действительно понравились, нежели о фильмах категории "они покусились на святое
и потерпели позорное поражение ".