It was nice but now it's gone...
Стрессоустойчивость - замечательное качество, то ли врожденное, то ли вырабатываемое. Очень пригождается в сферах деятельности, связанных с конфликтными ситуациями, высоким уровнем ответственности, дедлайнами, исправлением ошибок человеческого фактора и наконец, просто с общением с людьми.
Качество, на мой взгляд, невероятно переоцененное.
Прибегнув к словарям, можно вывести из понятия "стрессоустойчивость" (крайне обширного и употребляемого повсеместно) следующий сухой концентрат: 1) способность переживать стресс без разрушающих последствий для себя и своей деятельности; 2) привычка к функционированию под давлением различных факторов; 3) снижение чувствительности к раздражителям.
Стрессоустойчивость неизменно в моде. Нас окружает множество вещей, вызывающих раздражение, расстраивающее и мешающее нам функционировать на должном уровне. Предполагается, что в идеальном работнике стресс переваривается в нечто столь удобоваримое, как трехминутный перекур два раза в день. Или, организация, в которой вы трудитесь, борется за здоровый образ жизни, - ежедневный прием травяного отвара. Выпейте белый чай. Сходите посмотрите на рыбок в аквариуме. И будьте благоразумны.
Слыша о стрессоустойчивости, я представляю себе приемных врачей в своей районной поликлинике. Они уже вполне постигли таинство этого навыка, и не срываются, скажем, на пациентов - упаси Боже. Они просто позволяют себе дадцати-, тридцатиминутные перерывы на чай с печеньками в самое непредсказуемое время. Очередь из трех человек перед дверью? Чудненько. У нас - кофе-брейк. Очередь из десяти человек? У нас планерка. Очередь из тридцати человек, а до окончания приемного времени осталось полчаса? А у нас - пятнадцатиминутный разговор по телефону. Мы ведь стрессоустойчивы.
Когда меня спрашивают на собеседовании о том, стрессоустойчива ли я, я прекрасно понимаю, что предполагает этот вопрос. И понимая это, я не могу ответить правду - я не стрессоустойчива, потому что из всех качеств, которые я могла бы предположить необходимыми и полезными для работы это - едва ли не последнее (здесь достаточно очевидно, что я не говорю о работе, к примеру, нейрохирургов - и еще нескольких профессий, где стрессоустойчивость безоговорочно нужна?).
Зато я честно сообщаю, что я - человек стрессомотивируемый. Стрессовые ситуации, если они повторяются, а не просто длятся бесконечно, заставляют меня работать лучше, быстрее, делать больше с меньшими энергозатратами, с более точным и продуманным результатом. Кроме того, чем более экстремальна ситуация, в которой я функционирую, тем более я склонна принимать решения, которые в расслабленном состоянии не стала бы принимать, подождав, когда ситуация сама как-нибудь разрешится. Я люблю стрессовые ситуации. Я люблю, когда они случаются, и приносят с собой поток адреналина. Я люблю ощущение пребывания "на волне", и то, что я понимаю, в этот момент, что я функционирую эффективнее, чем в любой другой. Я люблю, когда стрессовые ситуации заканчиваются, и я снова оказываюсь в безопасной среде, где можно выполнять хорошо знакомую последовательность действий, получая хорошо знакомый результат.
Моя младшая коллега по работе - стрессоустойчивый человек. Отчасти это делает нас неплохой командой, и в то же время - это самый ее большой недостаток. Ее эффективность можно посчитать на годы вперед, просто перемножив результат работы в час на количество часов, проведенных в офисе (от без пяти девять утра до шести часов вечера, в пятницу - на час меньше), минус ежедневный час на обед, минус еще один ежедневный час на перекуры и гуляния. Она предсказуема, как восход и закат солнца. Надо было сдать работу до конца дня? Что поделаешь, были срочные дополнительные задания, а сейчас - шесть вечера, и пора идти домой. В самих по себе уходах с работы вовремя нет абсолютно ничего плохого, я и сама стараюсь практиковать их при любой возможности. Но если ты знаешь, что руководитель ожидает получить результат уже к вечеру, можно ли скорректировать свои действия соответствующим образом так, чтобы и уход домой не пострадал? Для моей коллеги, человека в высшей степени стрессоустойчивого, очевидный ответ на этот вопрос - нет. Она привыкла тратить еще полчаса в день на разговоры с мужем по мобильному, и искренне считает, что когда я нейтрально отношусь к этому процессу в обычный день и криктикую его в ситуации аврала, то это - следствие мой нервозности и склонности, я цитирую, "запариваться на пустом месте". Кстати говоря, я перестала выскзывать свою критику сразу же, как только поняла всю бессмысленность давления на истинно стрессоустойчивого человека. Сейчас я ищу новые, более адекватные способы перекинуть мост между нашими двумя мирами. Тем временем ее получасовые разговоры с мужем (серьезность вопроса? ну, к примеру, какой подарок выбрать другу семьи на день рождения) продолжаются - и тогда, когда работы, в общем, нет, и тогда, когда работу надо сделать уже через час, а там еще конь не валялся. Разумеется, это означает, что в стрессовой ситуации именно я буду работать в два раза больше, доделывая то, что она не сделает. А еще бывают забавные моменты, когда мне приходится вот прямо так проговаривать, что когда я говорю "срочно", то я имею в виду, что ей надо закрыть эту флеш-игру в социальной сети и полностью посвятить свое внимание сбору авансовых отчетов, и да, я понимаю, что она считает, что способна совместить эти два занятия, но перепутать все эти чеки ни в коем случае нельзя, а перепутать их очень легко, так что не могла бы она закрыть окошко игры, на некоторое время? Пожалуйста? Спасибо.

К чему же это я, собственно, пишу? Просто пытаюсь привести в порядок некоторые мысли по поводу работы.
А еще, почти в тему, вспомнилась статья из Эсквайра: Анти-неустойчивость, о том, что будущее - за системами, положительно восприимчивым к ошибкам. Статья примечательна тем, что впервые познакомила меня с мыслью, о том, что устойчивость - не антоним неустойчивости, и что за выпуклыми (выигрывающими от изменений, а не маловосприимчивыми к ним) функциями - будущее.

@темы: работа