С той поры немало лет

Прошло над Семиречьем,

И все тот же солнца свет

в мире человечьем,

Но на Запад корабли

не несет теченье,

Как в те дни. Они ушли,

И смолкло их пенье.


J.R.R.Tolkien




Вот уже дважды я посмотрела в кинотеатре «Властелин Колец: Возвращение Короля». Второй просмотр вызвал во мне определенно более печальные чувства. Не было того ужаса, что овладевал, когда я впервые следила за мумаками, Грондом и Шелоб. Зато пробуждение Фродо в этот раз вызвало слезы, эльфы на коронации – скорбь, а падающее Око – мстительную мысль: «Это тебе за Финрода, гад». Определенно, если пересматривать этот фильм снова (а я так и сделаю), появятся и другие мысли. Это хороший фильм, а значит, там есть и второй, и третий уровень восприятия, if you follow me. Но рано или поздно я – и не только я – приду к мысли, что это конец. Не будет уже ажиотажа массовой общественности, и те, кто верят в Арду, пусть и прибавивши числом, снова уйдут в тень. Я сама не люблю, когда не понимающие и даже не сочувствующие лезут в мой мир как слон в посудную лавку. Но толкинизм был жив эти три года, он дышал и рос – пусть и не становился крепче при этом. Ныне же – праздник в городе вновь сменился вязью пыльных дорог и бездорожий. Нести свою веру не так легко, как кажется. Тем не менее я от всего сердца надеюсь, что это конец. Что не будет экранизации «Хоббита», «Сильмариллиона» и т.д. вплоть до сериала «просто Эовин» (привет форумчанам ХА). Конец публичности, но не Пути.

«Навсегда оно сгинуло, навеки. Теперь везде темно и пусто».

Сейчас как никогда начинаешь понимать весь смысл этих слов Фродо, потерянного для Средиземья. Возможно, фильмы Джексона – это единственное, пусть и искаженное Средиземье, которое суждено нам увидеть. Возможно, наш Путь будет навеки проходить сквозь людей, людей не понимающих и не принимающих нас. Называющих нас параноиками, эскейпистами, неудачниками, шизофрениками, одержимыми, детьми наконец. Мы будем жить, страдать и умирать в обществе, которое никогда нам не поверит. Мы будем видеть гибель этого общества. Не знаю, как вам, а мне вспоминаются сейчас дунаданы Арнора. Да-да, те самые серые скитальцы, гонимые или же поливаемые презрением. Они несли защиту и мир… Что несем мы?

«ты будешь читать хоббитам Алую Книгу, хранить память о былых временах и напоминать о том, как едва не стряслась Великая Беда, - пусть еще больше любят наш милый край» - так говорил Фродо Сэму.

Но ведь и наша роль не может же ограничиваться чтением и перечитыванием Книги. «Толкинулся сам – толкини другого», и это все? Я так не думаю. Мало сочувствовать Фродо и восхищаться Арагорном. Мы все благородны в своих мечтах. Но каковы мы в нашей жизни? Практически каждый может быть эльфом три часа в неделю, я вас уверяю. И судить окружающих по их каждодневному поведению, не беря в расчет свое. Рядом с вами может находиться человек, которому нужна помощь не меньше, чем Фродо. А вас могут оценивать так же строго, как Арагорна, ожидая благородства и справедливости.

Отличный повод задуматься и поменять свою жизнь. Мы идем по Пути, который лежит перед нами, но мы можем выбирать, куда он направлен. И если в нашей жизни что-то идет не так, то не в нас ли причина? Над этим стоит поразмыслить, ведь для чего нужна Книга, если мы не извлечем из нее уроков? Настоящих уроков, а не так, для видимости.

«Не говорю: не плачьте, бывают и отрадные слезы»

Мы никогда не забудем Арду. Средиземье в наших сердцах – а значит, живо. Пусть слезы на глазах – это не конец. Это – не конец. Путь продолжается, а те, кто ушел – навсегда в нашем сердце. Так стоит ли придаваться скорби? В фильме Джексона есть один момент, который лично я в Книге не улавливаю: тема отчаянного нежелания потерь, которые несет за собой любой триумф. Толкин преподносит нам Четвертую Эпоху как неизбежное мягче и более мудро. Мы видим глазами Фродо, как раздвигается серый полог дождя, и это дает успокоение измученному сердцу. В фильме же мы остаемся на берегу вместе с Сэмом. И, упрощенно, видим только, что потеряло Средиземье, if you follow me. Прислушайтесь к Энни Леннокс, она поет не для тех, кто выбегает из кинотеатра, едва увидев надпись: The End.



Склони свою утомленную голову,

Опускается ночь: ты подошел к концу путешествия.

Засни, и пусть тебе приснятся те, кто прибыл до тебя.

Они зовут с дальнего берега.

Почему ты плачешь?

О чем эти слезы на лице твоем?

Скоро ты увидишь, как страхи уйдут.

И, в объятиях моих, ты будешь просто спать.



Увядает надежда в мире ночи.

Падают тени, из памяти и времени.

Не говори: мы пришли теперь к концу.

Белые берега зовут, и мы встретимся с тобою снова.

И в объятиях моих ты будешь просто спать.



Что видишь ты на горизонте?

О чем плачут белые чайки?

За морем сияет бледная луна…

Корабли пришли забрать тебя домой.



И все превратится в серебрянное стекло,

Свет на воде…

Серые корабли уплывают на Запад.



Сразу прошу прощения за перевод, но я хотела передать настроение и образы – а стихотворные переводы, что мне попадались, искажают их.



Не так уж плохо, если задуматься. Действительно, совсем не плохо. Так призовем же, в память о далеких берегах, реальное благородство в этот мир. И эстэль в свои сердца. Веру в лучшее. Несмотря ни на что. Эстэль не умирает.



Быть может, вовсе не во сне

Возникнет дверь в глухой стене

И растворится предо мной,

Приоткрывая мир иной.

И лунный луч когда-нибудь,

Как тайный знак, укажет путь.