Мои впечатления от просмотра. Спойлеры.
Я категорически неспособна накатать нормальную рецензию на "Стар Трек-11", в которой бы упоминались предыдущие режиссерские и продюссерские достижения Дж.Дж.Абрамса и анализировалась, скажем, работа оператора. Я фанатка. Абрамс - не фанат, он заявлял это не раз и не два. Вызов был брошен. В конечном счете был только один вопрос: смогут ли поклонники Трека проглотить то, что Абрамс бодренько наснимал? В моем случае, и, я думаю, я на этот раз - представитель большинства - ответ на этот вопрос положительный. Ок, это не тот Стар Трек, что был прежде, это даже не совсем те герои - но изменения были убедительно объяснены, подслащены тем, что осталось неизменным, и, по большей части, эти изменения не вопиюще неправдоподобны.
В то же время этот первый просмотр переодически приводил меня в предынфарктное состотяние. Чтобы долго не брюзжать о плохом, просто перечислю по пунктам все беды.
1. Ухура. Нужны ли комментарии? Пожалуй, это самая разительная перемена по сравнению с классическим Стар Треком. Господибожемой, она дважды за фильм устраивала xчерт знает что - в лифе и транспортаторной -объятья и поцелуи - и кому? Что, простите, стало с "правилом не дотрагивайтесь до вулканцев"? Что это?? Что это за лобызай_меня_в_ночи (с)? Даже если допустит, что каким-то образом, в альтернатовной реальности Ухура связала себя отношениями со Споком (в действительности, я хочу сказать: _Спок_ связал себя отношениями с Ухурой), что само по себе смехотворно, то мысли о таких вещах, как ментальная связь, ну или пон фар, если хотите, заставляют мой мозг буквально взрываться. Но и это еще не все! Зои Салдана уже щебечет, что в следующем фильме было бы чудненько сыграть любовный треугольник. Зои! Убей себя об стену, сделай одолжение. Вот чего Кирку и Споку никогда, ни в какой реальности, ни при каких обстоятельствах не нужно было и не будет нужно до скончания дней - так это любовного треугольника.
2. Они взорвали Вулкан, они убили Аманду Грейсон. Это как раз та часть фильма, которая, во-первых, абсолютно душераздирающа, а во-вторых, ясно дает понять, что все теперь по другому, ход истории перезапущен, и если вам кажется, что происходящее напоминает цирк или, наоборот, древнегреческую трагедию - все претензии к цепочке причинно-следственных связей. Когда Спок (и.о.капитана ) надиктовывает в дневник, что теперь он - представитель вымирающей расы... по-настоящему продирает мороз по коже. Совершенно непонятным мне образом изменились отношения Спока и Сарека - даже до того, как погибает Аманда. Ложка меда в бочке дегтя: rогда Сарек говорит сыну, что гордится им, невольно приходит в голову, что эта вот альтернативная вселенная имеет-таки свои светлые моменты, отсутствовавшие в первоначальной версии.
3. бодяга с Кирком-старшим. Скажу честно: это было занудно _и_ похоже на цирк. Так нельзя, чтобы одновременно. Одновременно такие вещи непростительны. Но, с одной стороны, долго-долго летел навстречу верной смерти звездолет Кельвин, и нарисовывался отец Кирка, а, с другой стороны, рожала Кэмерон. мать Кирка. Ее вопли, все эти побегушки по кораблю, да и фразы "у него участился пульс!!" - все это в совокупности напоминало вялотекущую шизофрению.
4. не в меру агрессивный Спок. Чуть-чуть больше, чем то, во что бы верилось. Видели мы и агрессивного Спока - был ведь чудный эпизод "Mirror, mirror" TOS'а, где у Спока борода, острый ножик за кушаком и прибор для пыток подчиненных. Но вот так вот, здесь, без бороды - не очень верится. Сначала мордобой в вулканской школе, потом долгие и упорные выяснения отношений с Кирком, потом это его феерическое "я - и.о. капитана", потом он выдворил Кирка умирать на ледяную планету, потом вообще - мордобой с Кирком ( восторг; посрались они знатно, вспоминаются лучшие дни TOS, где Спок швырялся в Кирка табуретками из транспортаторной)... у меня такое ощущение, что в этой альтернативной реальности хорошее воспитание каким-то чудесным образом обошло Спока стороной. Вообще мимо. Да, зато не привилось и никаких комлексов.... но подобная раскрепощеность как-то пугает. По крайней мере, с непривычки. ))
На этом, в общем, претензии иссякают. Дальше - светлое и чистое, позитив.
Кирк - малолетний раздолбай. Потом Кирк становится старше - снова раздолбай. И вот уже Кирк наших дней - да, снова раздолбай. Такая вот нехитрая у него эволюция, пока Спок где-то там на Вулкане носил отстойные свитера и вообще рос - гик гиком. Абрамс не стал мелочиться: он приложил все свои режиссерские силы, чтобы ясно донести до зрителя мысль, что Кирк и Спок - субъекты не просто с разных концов Галактики (в том числе буквально), но и вообще непохожи всячески, в каждой мелочи по отдельности, и в общем и целом.
Наверное, самый (после первого просмотра) мой любимый момент - когда получивший уже максимум "впечатлений" от их со Споком общения Кирк встречает старого Спока, который ни сном ни духом не ведает о таком поровороте их взаимоотношений, и Кирк ему практически вопит, едва не переходяя на ультразвук, мол, ты должен вернуться туда со мной! "Тот Спок - он меня ненавидит!!" Боже, это феерично. )
О старом Споке стоит поговорить отдельно. Не думала, что скажу такое, но каждый раз, когда на экране появлялся Леонард Нимой, я приходила в полный восторг. Просто потому, что без него все бы пошло к чертям. Определенно, главное появление из трех - первая встреча с Кирком. Вот в этот момент и понимаешь, насколько все _не_так_ с молодым Споком. Господи! Старый Спок - это просто что-то неописуемое. Он добрый, он мягкий, он абсолютно все знает и абсолютно все понимает. И еще... от него буквально волнами расходится ощутимая, очевидная любовь к Кирку. Вполне объяснимо, что последнего накрыло когнитивным диссонансом - а кого бы не накрыло? Последнее, что он получил от молодого Спока - оглушающий нервный импульс в шею и билет в один конец с корабля. ))))))))) И тут - пожалуйста, двухсотлетний Спок, который заявляет, что мол, всегда был и всегда буду твоим другом, да. Ыы. Почувствуй, что называется, разницу. И тем не менее, тем не менее Кирка проняло. Вот здесь и таятся драконы! Здесь и сталкиваешься с чем-то, что не подвластно логическому обоснованию, что находит себя в идее слеша. Споку не пришлось прибегать к слиянию разумов, чтобы донести до Кирка представление о их будущих (прошлых? альтернативных) отношениях. В слиянии он быстренько пересказал историю с ромуланцами - а вот про часть "всегда был и всегда буду" Кирк не уточнял ведь, кажется, - и все же он возвращается на корабль с полностью переосмысленным отношением к Споку. Да, провоцируя последнего на драку - но это как-раз несерьезно, это старые-добрые кирковские манипуляции, и что-то там сложное пробежало по его лицу, когда Спок повел себя в точности так, как и сказал старый Спок из альтернативной - первоначальной реальности. Я говорю об этих моментах потому, что буквально через пару минут экранного времени Кирк и Спок уже вдвоем лицом к лицу с целым кораблем разъяренных ромуланцев и слаженность их действий, и все эти диалоги-с-придыханием о том, кто кого будет прикрывать, - скажем так, дебаты о правдоподобности уже идут полным ходом среди посмотревших. Лично я воспринимаю это как факт, причем не случайный, а как ту самую загадку встречи, в любом из миров, людей, которым уж такая карма - тусоваться вместе. ) Как не вспомнить Эдит Килер? "Твое место? Рядом с ним, - где ты всегда был и всегда будешь"
Но возвращаемся к темам попроще. Про самый забавный диалог я уже сказала, теперь осталось упомятуть про самую уморительную сцену. Кто бы мог подумать: тест Кобаяши Мару!! ))))) Это угар. Абсолютный. Не сцена - а просто кладезь будущих цитат. Я многое могла представить по поводу того, как Кирк проходит Кобаяши Мару - но нет, только не это, только не то, что Кирк при этом сиял, как медный пятак и грыз яблочко, Боунс ехидно интересовался, не дать ли залп из орудий, а за стенкой выпадал в осадок Спок, который три года (?) работал при Кобаяши Мару программистом, но ничего подобного не ожидал. )))
Ладно, пора закругляться. Пару слов о команде. Раз уж я упомянула Боунса: Маккой в исполнении Карла Урбана абсолютно, абсолютно безупречен. Ближе к идеалу он мог бы стать, пожалуй, только вставив в глаза голубые линзы. А не считая цвета глаз - это то же самый Маккой. ) И это похвала.
Чехов. Вот кто отжигает, тот отжигает. Его описывать смысл нет - его надо слушать. )) Желательно, в оригинале - дубляж, имитирующий сильный русский акцент - это всегда очень стремно, и данный случай - не исключение.
Сулу. После того, как он попытался отправить корабль в варп, забыв снять с тормоза, я была готова простить ему абсолютно все. )))) Но прощать было и нечего. Очень даже Сулу, вполне в характере. Может быть, не дали развернуться его фирменному остроумию - но поводов посмеяться было и без того достаточно.
Нет, в самом деле. Я уж молчу про товарища "И.О." . Но сначала был Кирк, который из-за Кобаяши Мару едва не пропустил всю войну, оставленный дожидаться административного взыскания на Земле. Потом Боунс, который приводил Кирка в чувство, втыкая ему четыре разных лекарства - то отказало зрение, то распухли руки, то онемел язык... ))) затем Сулу и его звездный дебют в качестве пилота , под конец Скотти, который, клятвенно уверив Кирка и Спока, что посылает их в самое пустое место вражеского корабля, отправил их прямо пред светлые очи полудюжины ромуланцев. )) В общем, команда "Энтерпрайза" жгла неподеццки, заставляя задуматься о том, через сколько же испытаний им нужно будет еще пройти, чтобы стать теми, кем они были были в другой, первоначальной реальности - лучшей командой флота? Хотя, конечно, все это придирки, потому что лучашя команда - эта, конечно, не та, которая не ошибается.
А Пайк снова финишировал в каталке. Но теперь он не обгорелый, меньше похож на Стивена Хокинга, и из сомнительно близкого Споку капитана он превратился в эдакую отцовскую фигуру и покровителя для Кирка. Прежний Пайк мне не нравился - именно из-за двусмысленности со Споком, - но он был интереснее. Такой нордический мужчина, в самом расцвете сил - до катастрофы, конечно. А этот... какой-то чересчур добренький. Но, возможно, я придираюсь.
Последнее, о чем хочу сказать - это финальное явление Нимоя, разговор старого Спока с молодым. Кажется, уже почти весь фильм прошел, и удивляться больше нечему - но нет. Я была поражена, честно. "Сделай самому себе одолжение - забудь о логике" говорит он своему молодому двойнику. И это Спок, которого мы знаем! Да, он потратил всю свою молодость на иллюзию о безэмоциональности; потом, осознав, как на самом деле обстоят дела, отправился выжигать половину своей сущности на Гол - мягко говоря, радикальное решение; наконец, повзрослев и помудрев, он стал реально крутым, принимая в себе оба - вулканское и человеческое - свои начала. Да, это была путанная дорога. Да, вполне возможно, он хотел бы ее подсократить. Но вот чтобы так - _забудь_ о логике? Хм, сдается мне, годы и десятилетия дурного кирковского влияния сделали Спока человеком. )
О Кирке. Если начало фильма посвящено такому качеству Кирка, как раздолбайство, то всю долгую середину фильма Пайн старательно изображает из себя Харрисона Форда, которым он, по его заверениям, вдохновлялся для роли. Индианаджонсоподобный Кирк - это зрелище не для слабонервных, но наконец оно заканчивается... а в самом финале, когда Кирк наконец получает свою желтую униформу... в этот момент он Кирк игры Пайна становится похож на Кирка игры Шатнера. Удивительно, но на последней, буквально, минуте фильма, вместе с пресловутой униформой, на Кирка нисходит его классическое Раздутое Эго. И это так приятно и так неожиданно видеть, что просто нет слов, но тут-то фильм и заканчивается...
...тем, что звучит Та Самая Музыка и голос - на этот раз Нимоя, да? - вещает Ту Самую Речь - "to boldly go..."
И не хочу срывать бороду с Санта-Клауса, но это напоминает _отмазку_для_фанатов_, хитро припрятанную напоследок, чтобы немножко перебить память о том разгуле, который творился в начале фильма - с погибшей Амандой, с черной дырой на месте Вулкана...
Но чего уж там: финал хорош. Лучше увидеть настоящего Кирка в последне пару минут, чем не увидеть вообще. Лучше получить новую дозу "куда не ступала нога человека" из-под полы, чем не получить вообще. У Абрамса свой взгляд на вещи. Этот взгляд, вполне вероятно, сильно расходился бы с Объединенным Фанатским Мнением - если бы оно и существовало. Все это не новость, в общем.
Реальная игра "пан или пропал" будет на 12м фильме. Вот тогда Абрамс может разгуляться, да - со своей нелюбовью к TOS, нелюбовью к Кирку, каким он был у Шатнера, своим видением Спока, своим видением личной жизни Спока, своей оголтелой Зои Салданой.
А пока что - вселенная Стар Трека жива, и пока все держит планку эдакого очаровательного юношеского разгильдяйства, когда даже старый Спок, в исполнении Леонарда Нимоя желает не долгой жизни и процветания, а - удачи.
@настроение:
"This is the same place, love
No, not the same place
we've been before...
Hey, love
I am a constant satellite
Of your blazing sun
My love
I obey your law of gravity
This is the fate
you've carved on me" (с) Vienna Teng, "Gravity"