Логический финал темы "Александра".
Поэтому, как и в фильме "Догма", в начале объявление. Попытка прояснить дальнейшее и одновременно оправдать автора - то есть меня. Вот только я не буду утверждать, что люблю слеш, уважаю благородных слешеров *они сойдут за утконосов* и ничего против не имею.Имею. Особенно против того сорта запекшихся, как индюк в тесте, в своем цинизме слешеров, которые через плечо бросают пренебрежение пресытившегося усладами жизни патриция. Но господа мудрые циники почему-то не узрели в фильме ничего, кроме размазанной туши и страшной череды комплексов.
Отличный пример (который мне позволит не намекать излишне прямо на тот дневник который вогнал меня в легкий депрессняк по теме - см. предыдущий пост) - Антон Смертин, шедевральный критик. Он, кажется, ничем больше и не занимается - только критикует, критикует, критикует в худшем смысле этого слова. Поскольку живет он на югах, то ссылки на его ваяния регулярно висят на дайри. Ваяния эти концептуально идентичны, хотя названия верьируются в зависимости от критикуемого, в лучших традициях цинизма: "Пусть слоники побегают", "Сивый Мерлин", "Мистер Гомер" или "Королевские изврщения". Меня искренне изумляет, почему этот милый, без сомнения, человек, так доволен своим положением: паразитизм на эпических фильмах. Ну смотри ты, казалось бы, ужастики, мелодрамы или психологические триллеры - кто ж мешает?! Если уж не умеешь критиковать - в лучшем смысле этого слова - любой жанр, как, например, уважаемый мною Роман Корнеев, обитающий на Кинокадре.
Ну что ж, кесарю - кесарево, а я прочла Мэри Рено.
Книга "Fire from Heaven" Мэри Рено, английской писательницы с оксфордским образованием (между прочим, Джон Кеннеди назвал ее своим любимым писателем), была написана в 1969 году. Оливер Стоун же сделал ее основой своего фильма (насколько я знаю, длительно вынашиваемый замысел изначально строился на этом тексте). Поэтому книга является настолько ограничным дополнением к обычной для фильма недоссказанности, что читать ее действительно надо - ну, конечнор, при условии, что фильм не оставил безразличен.
"Бессмертье человека не в том, чтобы жить вечно; это желание порождается страхом. А бессмертным делает только бесстрашие, каждый миг его."
Цитата из книги. Только прочтя это, я поняла наконец, что двигало Ахиллесом, Александром, всеми этим героями. которые с такой кажущейся легкостью отказывались от долгой жизни... ради славы - призрачной тени гордых надежд. Но только слава и давала им то, что почиталось высшей целью. Бессмертие...
Но речь сейчас пойдет не об этом. Речь пойдет о Гефестионе. Человеке, обладавшем многими достойными качествами и одним поистинне бесценным: умением соглашаться. Умением разделять, принимать чужие мечты, как свои, и служить им с беззаветной преданностью. Умение растворяться в чувстве глубоком и гордом. Умение любить. То, что принимается людьми, не ведающими любви, за слабохарактерность. Много ли существовало/существует таких людей? Бескорыстных? Верных? Смелых идти до конца? Нет. А ведь на таком чувстве можно, как на надежнейшем из фундаментов, возводить великое.
"Любовь заставляет человека стыдиться позора и стремиться к славе, без чего ни народ, ни отдельный человек не способен на великое и прекрасное. Если любящий совершает нечто, недостойное себя, то ему легче быть разоблачённым перед семьёй или друзьями или кем-либо ещё, нежели перед тем, кого он любит" "Предположим, что государство или армия могли бы быть созданы только из любящих и любимых. Кто смог бы соперничать в подвигах с ними, презирающими бесчестье и соперничающими друг с другом в доблести? Даже немного таких, сражаясь бок о бок, вполне могли бы покорить весь мир".
Все великие свершения этого человека строились на этом. Обединенные с молодых лет, несколько челек, ведомые Александром, покорили мир.
Читая многочисленные обсуждения фильма, наткнулась на мысль, что отношения Гефестиона и Александра поданы в рамках гетеросексуальной любви. Это может показаться странным, но я склонна согласиться с этим. В жизни Александра имели место гомосексуальные связи, но эта любовь, эта дружба не имеет с ними ничего общего.
Вот что Мэри Рено говорит о времени, когда юношам преподавал Аристотель:
"Дружба обсуждалась в школе часто. Их учили, что это одна из немногих вещей, без которых человек обходиться не может; вещь необходимая для нормальной жизни и прекрасная сама по себе. Друзьям не нужна справедливость, ибо между ними не может быть ни неравенства, ни обид. Философ описывал степени дружбы, от своекорыстной - и вверх, к чистой и самоотверженной, когда другу желают добра ради него самого. Дружба совершенна, если люди добродетельные любят в друге своём его достоинства; а добродетель даёт больше услады, чем красота, ибо она неподвластна времени... У каждого человека может быть только один совершенный друг."
Вместо эпилога.
"Эмоциональная привязанность к Гефестиону является одним из наиболее достоверных фактов биографии Александра. Он явно гордился этим.
Физическая близость между ними доказана не была; и те, кому мысль эта отвратительна, могут ее отбросить. "