Кул, эта запись - прежде всего тебе, как продолжение полемики и попытка просто рассказать. Меньше всего на свете я хочу рекламировать Элизабет Хэйдон. Это слишком личное для пиара и слишком субъективно для "просто рекомендации".
Кроме того, первый вариант записи был абсолютно хаотичен. Но я взялась за ум и упорядочила свои суждения (после чего объем записи увеличился втрое).
"Симфония веков" съела мой мозг.
"Рапсодия", "Пророчество" и "Судьба" начали этот трагический процесс уже довольно давно, в результате чего я, может быть, и не пришла от трилогии в неописуемый восторг, но твердо знала, что это все не просто так. )) Почему? читать дальшеВозможно, я не ожидала прочитать глубоко женское приключенческое фэнтези (медленно, но верно съезжающее в romance) с неожиданно вменяемой главной героиней. Да-да, Рапсодия умудрилась мне понравится - несмотря на ее выбор мужа. )) Гвидион ап Ллаурон - это просто сплошное недоразумение, золотой водяной мальчик, баловень судьбы с непостоянно функционирующими мозгами. Периодически он вызывает во мне раздражение, иногда - неожиданный прилив симатии.
Акмед. Он просто чудо. Он ужасно язвителен и невероятно асоциален. Его отношение к окружающим не может не покорить, а те моменты, когда прорывается его подлинные чувства к Рапсодии... эх. Прочитать и умереть. Это феерически прекрасно.
Прерываясь в описании героев, попытаюсь немного передать впечатления от каждой из книг по отдельности.
1. Рапсодия.
"Пойдешь с нами, если хочешь жить."
Пожалуй, это лучшая книга цикла. Не потому, что остальные значительно ниже качеством (на мой взгляд, вовсе нет), просто в ней есть все или почти все, что делает книги Хэйдон незабываемыми. Это отличное представления для всех последующих частей, и в то же время - произведение емкое и красочное само по себе. Несомненно, увлекательное и интригующее. Первый из двух любимых моих периодов этой книги - путешествие Трех под землей. Мы видим, как формируются отношения между существами, вдруг оказавшимися крепко связанными судьбой. Происходит борьба между изначальными характерами героев и отношениями, которые меняют их личность. Акмед, Рапсодия и Грунтор заперты в толще земли, они двигаются вперед - и в то же время их скорость неизвестна, потому что время отступает далеко назад. Конечно, результат обусловлен прежде всего тем, что героям есть чему научить друг друга. Они меняются - определенно, в лучшую сторону.
Второй из периодов книги, наиболее запавших мне в душу - это становление Илорка, нового государства, созданного фактически с руин волей одного человека и усилиями четырех. Королевства то ли человеческих существ, то ли чудовищ из детских кошмаров.
"Его переполняли целеустремленность и чувство уверенности в собственной правоте. Он собирался получить ответы на все свои вопросы и построить для себя новый дом.
Рапсодия завидовала ему."
Надо сказать, что Джо, разбавившая своими яркими качествами уже сложенную троицу, действительно очаровательный персонаж. К ней испытываешь и сочувствие, и снисхождение, и большую симпатию одновременно. Рапсодия относится к ней как можно относится только к любимой младшей сестре - несмотря на ершистые попытки самой Джо держать дистанцию, - Грунтор по-настоящему (и очень трогательно) привязывается к Джо всей своей заботливой душой, а отношения девушки с Акмедом - это такой цирк, что и слов нету. Хотя, он определенно мог быть с ней и помягче - особенно по прошествии достаточного времени с момента знакомства: немного жаль, что особого прогресса в этом плане так и не наблюдалось.
И еще один персонаж, выведенный уже в этой части: Стивен. Определенно, это идеальный - в общепринятом понимании - мужчина. )) Что и говорить о человеке, который понравился даже Акмеду. Тем не менее, и он не нарушает исключительности Хэйдоновских героев - в нем совершенно нет клише, напротив: в его доброту, общительность и искренность действительно верится. Такой персонаж необыкновенно функционален в морельно-этическом плане: он служит вехой настоящей правильности, и даже сомнительной нравственной чистоты герои объединяются вокруг него с добрыми намерениями. Прежде всего, Тристан. Тот еще фрукт, но не единожды проявляет к Стивену самые братские чувства.
Далее.
2.Пророчество.
"Ты осталась таким же бессовестным ребенком, каким была всегда."
С этой книги начинаются расхождения в отзывах о качестве Хэйдон, так что следует покопаться в отличиях - самых неочевидных - от первой части. Несколько больший объем произведения и несколько более значительный акцент на отношениях Рапсодии и Эши (несомненно, имеющих самую романтическую подоплеку, как бы они не выражались). Думаю, возмущаются только те, кто неспособен простить описание развивающейся любви как отвлечения от темы боев или политики. Даже мне, не испытывающей - по крайней мере, в этой части - какого-либо умиления по отношению к Эши, - даже мне не кажется, что книга чем-то плоха. События равномерно развиваются, мы видим плоть и кости того мира, с которым лишь частично познакомились ранее. Конечно, у любви всегда свои недоразумения (и, право слово, как они неизменны, в любом мире и времени!), но недоразумений и сюжетных линий других порядков в "Пророчестве" ничуть не меньше. Остро разворачивается борьба с демонами, все, что касается Джо - и печально, и реалистично.. Очерчивается фигура Анборна - еще одного привлекательного героя цикла, который в последующем развернется во всем своем очаровании. Настоящий человек войны и еще один "плохой парень", проницательный и на стороне тех-кого-надо.
Пожалуй, самым запоминающимся и эмоционально напряженным моментом было спасение Рапсодии Акмедом. Это то, что, к облегчению, отвлекает от темы Джо, - и впервые дает... ээ.. фактические обоснования по делу его чувств. ))
"За свою долгую жизнь он видел и явился причиной множества смертей. Годы совместных скитаний с Грунтором приучили их к мысли о том, что одного из них может настигнуть смерть, - таковы правила игры.
Но здесь все было иначе. Каждая капля крови, покидавшая тело Рапсодии и уносившая с собой частицу ее жизни, причиняла ему почти невыносимую физическую боль. Пока они во весь дух скакали к Сепульварте, ему безумно хотелось закрыть ее раны собственными руками, лишь бы она осталась жива. Ужас, который он испытывал при мысли, что может ее потерять, поразил Акмеда."
Резюмируя: "Пророчество" имеет лишь один существенный недостаток: оно является продолжением, без начала и конца, как и любая промежуточная часть любого цикла.
3.Судьба.
"Мы с тобой как две стороны одной монеты, Рапсодия."
Заключительная часть трилогии, какой была запланирована "Симфония веков" но, в итоге и к счастью, не последняя книга цикла - я виновата перед ней, совершенно незаслуженно неоценив ее в первом прочтении. Причина заключается в том событии, к которому закономерно двигались отношения Рапсодии и Эши. )) Оно, то бишь свадьба, занимает на первый взгляд гораздо большее значение, чем имеет на самом деле. В книге есть три ключевых момента: во-первых, становление Рапсодии как королевы (наконец и заслуженно), во-вторых, происходит Большой Совет, где встречаются буквально все действующие герои, звучат шедевральные диалоги и окончательно стабилизируются все полит.отношения, и, в третьих, линия Акмед-Рапсодия переживает свою самую романтическую, на мой взгляд, фазу. Это два "выяснения отношений", - точнее, момента откровения Акмеда. Первый подвешивает в воздухе вопросы - острые, как Дамоклов меч. Второй же расставляет точки и, одновременно, с небольшой натяжкой трактуется мной как наичудеснейшее признание в любви, когда либо мною прочитанное. Впрочем, не остается сомнений и в том, что Рапсодия по-прежнему далека от понимания Акмеда,
"...будто смотрит сквозь зеркало мира - она снаружи, а он внутри - и не понимает природы тьмы, которой окутана его жизнь. Несмотря на бесконечные годы, проведенные вместе, ей так и не удалось открыть окно в его душу, она по-прежнему не знала, что движет им, что поддерживает в нем силы."
Завершает книгу ужаснейший отрывок о Меридионе - будущем сыне Рапсодии, который создал совершившуюся реальность взамен предыдущего ее варианта, повлекшего гибель мира. Честно признаюсь, я вряд ли читала что-либо страшнее и отвратительнее этого, и не понимаю, как Хэйдон сумела закончить светлую, в общем-то, трилогию в таких ужасных, гамлетовских (если не фаустовских) интонациях. Упоминание о деталях прошлой, измененной реальности добьет обладателя самых крепких нервов. Более сильное впечатление могут произвести только картины грядущего будущего, с отвратительно-слащавым вкусом счастливой, счастливой семейной жизни. )) Слава Богу, что это не конец цикла - такой финал был бы худшим приговором.
4. Реквием по Солнцу
"Ты вновь переоцениваешь свою значимость для меня."
Действие берет начало через несколько лет после предыдущей части и это дает удовольствие увидеть изменения в мире. Прежде всего, - процветающий в эффективной, как всегда , диктатуре Илорк. Грандиозные планы Акмеда (он немного свихнулся на них, это факт). Затем - и это менее оригинально - семейная жизнь Рапсодии и Эши, включая вставший ребром вопрос о рождении ребенка. Учитывая то, каким мелькнул Меридион на задворках действия первых трех книг - неудивительно, что они так долго обсуждали его. Монстр или нет, это страшное дитя. Страшно могущественное, по крайней мере.
Но покуда он не рожден. Старый мир предъявляет счеты, а Хэйдон играет нервами читателей (клянусь, я хотела ее убить!), засылая к Акмеду.. ээ.., по меткому выражению Грунтора, "Мерзкую сучку", иначе и не скажешь. И здесь будет уместно упомянуть: я обожаю Грунтора. Он молодец и прелесть, просто умница. ))
В целом, "Реквием", пожалуй, обладает минимумом, из всех книг цикла, привлекательных для меня элементов, но тем не менее, очень интересен и по праву продолжает трилогию. Много экшена, много опасностей, но многое зреет между строк..
5. Элегия погибшей звезды
"Доводить до конца безумные планы всегда было нашей традицией."
Замечательная книга. Диалоги еще более остры, планы еще более грандиозны и все, что зрело на протяжении предыдущих книг, сформировалось. Так, отношения Эши и Акмеда, претерпевшие существенные изменения в четвертой части, приобрели приличный вид. Меридион в конце концов появляется на свет. Два героя, упоминавшихся с первой книги, приобретают окочательную яркость характеров и теперь уже откровенно услаждают читательское внимание: Гвидион (сын Стивена) и Анборн.
Акмед и Рапсодия ругаются вдрызг - он ощутимо меняет свое к ней отношение а она, конечно, вовсе не рада внезапно обнаружить, что ее жестоко используют. Честно говоря, у меня было предынфарктное состояние, когда их взаимоотношения висели на волоске. Но Хэйдон сделала изящный финт ушами и завершила все более чем достойно.
Особенно понравился Илорк, управляемый архонтами. Это уже не просто диктатура: это нечто лучшее. И, не сильно преувеличивая, страна моей мечты. (Как возмущался еще в "Судьбе" Акмед: "Ночной горшок?! Они продали мое королевство за ночной горшок?!!" )
В январе Хэйдон грозится выпустить новую (последнюю?) книгу цикла: "Король убийц". Конечно, глупо упоминать мои самые радужные и наименее реальные ожидания, но я в любом случае очень, очень жду этой книги. Надеюсь, Хэйдон не планирует убить Акмеда?
На данный момент, этот цикл - самый любимый в фэнтези для меня (не считая Толкина, конечно, но это уж само собой). Далеко обогнавший Фъонавар, мир Гудкайнда, Пратчетта и даже Кринн. ))
Несомненно, это что-то, оставляющее в сердце неизгладимый след и самую добрую память. В персонажах, которые оживают в этой чудесной симфонии, так легко найти себя и свои собственные проблемы, сомнения, ошибки. Достоинства и заморочки.
"...и постарайся быть счастливым, Акмед. Я знаю, подобные вещи ты должен спланировать заранее."
Это только герои? Может быть. Может быть, и нет. Но я точно знаю: чтобы это ни было, этого более чем достаточно.
Элизабет Хэйдон, "Симфония веков"
Кул, эта запись - прежде всего тебе, как продолжение полемики и попытка просто рассказать. Меньше всего на свете я хочу рекламировать Элизабет Хэйдон. Это слишком личное для пиара и слишком субъективно для "просто рекомендации".
Кроме того, первый вариант записи был абсолютно хаотичен. Но я взялась за ум и упорядочила свои суждения (после чего объем записи увеличился втрое).
"Симфония веков" съела мой мозг.
"Рапсодия", "Пророчество" и "Судьба" начали этот трагический процесс уже довольно давно, в результате чего я, может быть, и не пришла от трилогии в неописуемый восторг, но твердо знала, что это все не просто так. )) Почему? читать дальше
Кроме того, первый вариант записи был абсолютно хаотичен. Но я взялась за ум и упорядочила свои суждения (после чего объем записи увеличился втрое).
"Симфония веков" съела мой мозг.
"Рапсодия", "Пророчество" и "Судьба" начали этот трагический процесс уже довольно давно, в результате чего я, может быть, и не пришла от трилогии в неописуемый восторг, но твердо знала, что это все не просто так. )) Почему? читать дальше